четверг, 5 августа 2010 г.

СПО и школы (некоторые размышления)

То что наши школы не являют собой образец богатства всем известно. Поэтому не мудрено что внедрение свободного программного обеспечения (СПО) является серьезным прогрессом и экономией. Естественно здесь должна идти речь и о Linux. Основная претензия к Linux в школах это трудность ее освоения. Ну конечно если мы берем что нибудь типа GENTOO, то да. Это дистрибутив с "исходниковой" ориентацией и его трудно порекомендовать начинающим. Но Linux Mint или Linux Ubuntu вполне дружелюбны к пользователю, если конечно он будет все же немного осторожен в своих действиях. Очень часто можно слышать тезис о некой сложности Linux для повседневной жизни. Ну давайте посмотрим так ли уж страшен черт как его малюют:
1) Процесс установки. В большинстве крупных дистрибутивов предусмотрены продуманные средства управления установкой. И потому если вы хоть раз устанавливали Windows и прочтете инструкции по установке Linux то это все будет довольно просто. Тем более например Ubuntu  имеет режим, который позволяет автоматически ее инсталлировать для совместного проживания с Windows. При чем все что потребуется от пользователя нажать на кнопку а перед этим нажать переключатель, да это супер сложно! 
2) Установка приложений. Ну начнем с того  что в принципе в Linux имеются довольно много крупных программ, которые поддерживаются и  разработчиками дистрибутивов и сообществом. В Linux давно разработаны две системы установки rpm и deb. Установка из таких пакетов даже проще чем из Windows инсталяторов.А разработка Центра приложений Ubuntu вобще облегчила задачу установки ПО до безобразия:) Да и из командной строки установить не сложнее: sudo apt-get install <название приложения>. А вот со сборкой приложений из исходников школьный учитель скорее всего не столкнется.Хотя и этот пункт не смотря на большие трудности документирован весьма подробно от HOWTO документов до глав в книгах для чайников Linux и страниц man. Хотя во многом для школьного компьютера  устанавливать ничего не придется: GNOME предлагает и Open Office готовым к работе, и аудио видео редакторы, некоторые средства разработки.Поэтому и этот пункт не может быть серьезным контрвозражением 
3)Железо. Linux не стоит на месте и уже во многом может заниматься автоопределением  железа. Наиболее дальновидные разработчики такие как nVidia предоставляют и пропиетарные  драйверы для Linux. Само сообщество постоянно работает над расширением спектра поддерживаемой аппаратуры. Если компьютер имеет стандартную комплектацию то о драйверах под linux вы и не вспомните. 
4) Несоответсвие образовательным стандартам. Это для меня вообще тайна за семью печатями:) Несоответсвие в чем?
а) Локализации. Встретить не русифицированные места в системе можно, но все меню и инструменты            
управления системой, офисные приложения давно переведены на русский. Полно русскоязычных ресурсов поддержки. 
б) ПО. Честно говоря и в самом деле, если надо ребенок и сам научиться писать текстовые документы, работать с картинками, шастать по инету. Все же это уже к информатике как науке мало имеет отношение. Конечно для некоторых мест нашей страны где компьютер в каждом доме у ребенка не является нормой такие занятия необходимы, но они не должны занимать 90% времени. Но какая разница ребенку это изучающему на чем он будет учиться: на Open Office,Koffice или MS Office. Задача школы в данном случае дать ребенку общий навык. А если школа его привязывает к конкретному продукту какая от нее тогда польза? 
в) Обучающее и тестирующее ПО. М-да казалось бы проблема: здесь правит бал Windows.Но! Во первых что то я не заметил чтобы в школах повально применялось компьютерное программное обеспечение в обучении, а потом Linux это платформа для кучи программного обеспечения в целях обучения от астрономической Celestia до редакторов и визуализаторов хим формул и программ геометрического профиля. Да руссифицированность этих программ практически нулевая, но что мешает государству профинансировать проект по переводу выбранного обучающего ПО. Это же ни чуть не дороже поддержки лицензионного софта, а то и дешевле. Потом и само ссообщество OpenSource поможет. Всякого рода тестируюшее ПО: ну уровень современного ПО без веб-технологий таков, что и первокурсник немного знающий язык программирования и принцип перетащил и отпустил его напишет. RAD системы под linux то же имеются хотя бы тот же QT. Так что для нормального программиста шока и ломки мировоззрения не наступит. 
г) Учителя. Во первых Linux как мы уже выяснили хоть и другой, но чтобы пользоваться им уровень гуру от вас не требуется. А привыкнуть кновому расположению кнопок и немного почитать книжечку, да это очень сложно.Ну а птом у нас же вроде как всякого рода институты Открытого образования имеются, а там кафедры информатики с курсами для учителей.    
д) Языки программирования. Pascal  в Linux есть вам тут и Lazarus и его основа FPC. Visual Basic в Линукс нет, но есть другие диалекты basic. Ну уж про С и С++ и говорить не приходится. 
То есть в чем не соответствие неким мифическим стандартам неясно.  
Так в чем проблема на самом деле? Как мне кажется их несколько:
1) Министерство образования выстраивало схемы закупки, многие фирмы на этом уже прегрелись, а тут такой облом с этим СПО. 
2) Информатика в школе сейчас конкурент серии книг для чайника. Хотя изначально информатика это наука о ЭВМ, а не о том как нажимать на кнопочки.Современный школьник по выходе из школы не знает ни элементарных основ алгоритмики. Алгоритм "пузырька"  для многих студентов первокурсников тайна за семью печатями, понятие о сложности алгоритма еще большая тайна. Само составление алгоритмов у школьников то же явно не в лучшем состоянии, хотя в принципе это во многом сродни решению задач по математике и помогло в лучшем понимании этого. Знание об устройстве компьютера у учащегося то же весьма смутные, уж не говоря о структуре ОС. Образование должно дать человеку возможность осознанного выбора, это заявляется как одна из целей. Однако что по факту: тебя привязывают к одной платформе,учат по принципу обезьяны. Спросите современного школьника что такое OpeenSource,FreeBSD,Linux. Боюсь что он сделает жуткие глаза и ничего не ответит. Так о каком выборе можно говорить?                       
3) Привычка, неграмотность и боязнь перемен. Что ж конечно всегда привычней жить как тебе хочется и идти по накатанному, но мир информатики не таков. Чиновники не слишком грамотны и забот у них очень много, чтоб еще с Linux возиться, ведь он до сих пор живет одной командной строкой, а про GNOME и KDE мы не слышали.      
Фактически внедрению СПО мешают лишь косность, финансовые интересы и схемы и в принципе неверная трактовка назначения курса информатики.                                                                      

Комментариев нет:

Отправить комментарий